Х

ФАНТАЗИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

   Родившийся как фантазия на тему  рыцарского охотничьего замка Гатчинский дворец благодаря своей самобытности широко известен во всем мире. Но речь здесь пойдет не о великолепии парка, залов и галерей, а о вещах более прозаичных, но на сегодняшний день не менее важных. Разобраться в нелегкой жизни музея мне помог его директор Николай Сергеевич Третьяков.
   Единственный дворец, находившийся в частном владении императора, Гатчинский замок с его уникальными коллекциями стал одним из самых богатых музеев. Но, к сожалению, это продолжалось недолго. В 1928 году, «заботясь» о народном достоянии, правительство издает указ о продаже Гатчинского и других пригородных дворцов. Продажа не состоялась, но коллекция музея была изрядна опустошена. Из более 200 тысяч экспонатов к 1941 году осталось всего 60 тысяч. Зато в США появились три музея, которые с гордостью демонстрируют уникальные произведения из коллекций Гатчинского дворца.
    Не везло дворцово-парковому ансамблю Гатчины и после войны. Разрушенный и разграбленный, он долго не восстанавливался. Широкомасштабные реставрационные работы начались здесь лишь в 1976 году и продолжаются до настоящего времени. Поэтому Гатчинский замок и парк являются сейчас самыми крупными объектами реставрации в Петербурге и области. Финансирование музея и реставрационных работ ведется через петербургскую мэрию и фонд «Наследие». Есть надежда, что областные структуры так же не останутся в стороне. В прошлом году на реставрацию было выделено 100 млн рублей. Сумма немаленькая, но для музея такого уровня явно недостаточная. Чтобы нормально содержать и реставрировать музей, требуется пятикратное увеличение средств. Тогда не только мы, но и наши потомки смогут любоваться фантазией Ринальди, Бренны, Захарова и многих других известных мастеров.
За границей проблема финансирования тоже решается неоднозначно. Американские музеи стремятся уйти от государственного финансирования, а, следовательно, и от государственного контроля. Во Франции большинство музеев финансируется государством исходя из технических нормативов. У нас таких нормативов нет, и можно лишь надеяться, что когда-нибудь они появятся.
   Разрушение системы туризма, вызванное распадом Союза, рост цен привели к резкому сокращению числа посетителей, а ведь в конце 80- годов в музеи (в Гатчинский в том числе) стояли очереди. Стоимость билета в музей для граждан СНГ сейчас 25 рублей, для иностранцев-300, но и эти цифры не окупают реальные затраты на прием посетителей. С учетом стоимости освещения, отопления, охраны, реставрации и т.д. Эта сумма сейчас составляет около 600 рублей. Директор музея не без основания считает, что учреждения культуры должны иметь определенные льготы, например, в оплате бытовых услуг. Коммерческий банк и музей одинаково платят за отопление, электричество, хотя финансовые возможности их несоизмеримы. К сожалению, интерес отечественных предпринимателей к Гатчинскому музею небескорыстен и пока не найдены приемлимые для музея формы сотрудничества.
    Научные сотрудники музея — люди, преданные своей работе, энтузиасты. Как иначе назвать людей, которые, имея кандидатскую степень, двадцатилетний стаж, публикации в России и за рубежом, работают за плату, лишь немногим превышающую 8 тысяч рублей. Несмотря на все трудности, директор музея настроен оптимистически. Он уверен в себе и своих сотрудниках.
   В 1993 году будет завершена реставрация Малиновой гостиной, Парадной опочивальни, открыт парадный вход для посетителей. А лет через десять, считает Николай Сергеевич, Гатчинский музей и парк станут лучшими в мире. Меценаты, не упустите свой шанс!

Наталья СОКОЛОВА
(газета «С утра до вечера. Сегодня» 1993 год)