Х

КТО НАЧАЛ КОМАНДОВАТЬ ЭКОНОМИКОЙ

(по материалам исторических публикаций)

   Новый взгляд на экономическую политику Петра I предложил Е. В. Анисимов. По его мнению, именно при Петре в России победила идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности. Проводя свои реформы, великий преобразователь действовал силой и принуждением, в том числе и в области экономики. Способствуя преобладанию вывоза товара над ввозом, правительство стремилось получить активный торговый баланс и денежные накопления в казну. Государство решало, какие товары полезны, какие нет, и соответственно поощряло производство одних и ограничивало другие. Обладая огромными материальными ресурсами, оно провело в начале XVIII века первую российскую индустриализацию. Государство, исходя из своих военных и политических целей, диктовало производству правила и регламентировала его.
    Е. В. Анисимов утверждает, что именно при Петре I  складывались государственно-бюрократические приемы управления и командования экономикой, не известные до этого российскому свободному предпринимательству. «Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом — введением монополий на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся».  Монопольные права позволили государству диктовать цены и контролировать деятельность торговцев-купцов. Это, в свою очередь, подрывало торговое предпринимательство и сводило на «нет» свободную конкуренцию. В разрез с известным мнением о развитии и укреплении российского купечества при Петре I идут данные Н. И. Павленко (1978) и А. И. Аксенова (1988),  которые доказывают, что «в первой четверти XVIII века произошло разорение наиболее состоятельной группы купечества - «гостиной сотни». Были забыты и исчезли в глубине времени многие известные купеческие фамилии. С одной стороны — выход к морю, с другой — жесткая регламентация в каких портах и чем торговать.
   Период после 1719 года Е. В. Анисимов называет «своеобразным НЭПом». В это время были ликвидированы монополии на вывоз товара, началась передача госпредприятий частным лицам. В 1724 году таможенный тариф облегчил условия торговли для российских предпринимателей, повышая таможенные пошлины на те иностранные товары, аналоги которых производились на отечественных предприятиях. Таким образом, российские предприниматели получили фору на внутреннем рынке перед зарубежными конкурентами, что позволило им быстрее укрепиться. Но это освобождение экономики было иллюзорным. «Мануфактуры передавались частным предпринимателям фактически на арендных условиях, которые четко определялись и при неободимости изменялись государством» вплоть до конфискации предприятия. Для государственного управления экономикой были созданы специальные коллегии. Они спускали предприятиям «госзаказы». А это, в свою очередь, «закрывало перспективы технического совершенствования, резко снижало значение конкуренции». Нет оснований считать изменения в производстве в петровскую эпоху изменениями капиталистического характера.
   Такие глубокие корни государственно-бюрократической системы управления экономикой, насчитывающей не десятилетия, а столетия, нелегко будет корчевать. Если такое вообще возможно. Коренные изменения в экономике могут привести к разрушению государства, основанного на тесном сплетении экономических и государственно-управленческих структур.

Н. СОКОЛОВА
(газета «С утра до вечера. Сегодня» 8 апреля 1993г.)