Х

ВЗГЛЯД ИЗ МАССОВКИ

   На Ленфильме начались съемки фильма «Вива, Кастро». Режиссер Б. Фрумин (фильмы «Дневник директора школы», «Ошибки юности», «Красное и черное» и другие), оператор С. Юриздитский (оператор фильмов Сакурова), удожник-постановщик Ю. Пашигоров (фильмы «Замри, умри, воскресни», «Торпедоносцы»).
   Гатчина. К стене дома прикреплено большое объявление: «Желающие участвовать в съемках фильма «Вива, Кастро» приглашаются в субботу к Дому культуры. Оплата 300 рублей». Мне захотелось сделать небольшой репортаж со съёмок фильма, но быть при этом не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником.
Снимается сцена встречи Фиделя Кастро, 1963 год. Прилежащая к клубу улица украшена соответствующими плакатами и флагами.
    Массовка в нерешительности толпится у клуба. Предъявив паспорт и записавшись у администратора, я отправляюсь в костюмерную. Маленькая комнатка забита одеждой и сундуками. На меня одевают фуфайку, валяные ботики и платок. Попытавшись возразить, что это всё-таки не блокадный Ленинград, я получила исчерпывающую информацию относительно своего замечания.
Оказывается, я прямо с фабрики, от станка прибежала встречать товарища Кастро. Из костюмерной путь лежит в гримерную, где неожиданно я сталкиваюсь с самим товарищем Кастро, вернее с актером Александром Болуновым, работавшим ранее у Фрумина в фильме «Ошибки юности», а ныне — главным режиссером театра «Остров».
    Актерам приходится играть и святых и грешных вождей, просматривая предварительно многочисленные кадры хроники, изучая жесты, взгляды. Но кино есть кино — здесь смешное и серьезное всегда рядом. «Ты прямо вылитый Кастро»,- заявил режиссер, увидев бородатого Болунова. После чего актеру сбрили настоящую бороду и приклеили искусственную.
   А в массовке не утиали споры. Две старушки: «Вылитый Фидель!» - «Да не похож совсем!». Школьница — с видом знатока: «Он должен быть моложе, это ведь 60-е годы». Женщина неопределенного возраста — таинственным шепотом: «Кастро давно умер. Вместо него двойника держат, чтобы восстания не было». Чего только не услышишь — ведь это массовка.
    Гример, закончив прически и стрижки, пошутила: «Пол-Гатчины, наверное, подстригли». А я подумала: «Вот ведь повезло некоторым. Попробуй в парикмаерской сейчас подстригись, а тут бесплатно».
Художник-постановщик фильма оказался человеком обаятельным и общительным. Он рассказал, как непросто было восстановить моду 1963 года — свидетелей много, но все вспоминают совершенно разное. Мода меняется каждый год, и важно не ошибиться. В подготовительный период приходится прорабатывать груды исторического материала.
    Выбравшись на свежий возду, пристраиваюсь к группе оживленно беседующих пенсионеров. Именно они составляют большинство массовки. Слышу: «А мы здесь с мужем уже не первый раз. Сегодня в дневной и вечерней съемке участвовать будем. За день 1200 рубликов заработаем». Для гатчинских пенсионеров массовка стала просто находкой. Были здесь и школьники, зарабатывающие на карманные расходы, и пьяницы, мечтающие о бутылке. Людей, снимавшихся ради удовольствия, было не много. В ожидании приглашения на съемку массовка пела частушки и вела политические дебаты, которые вылились в несанкционированный митинг.
   Наконец началась съемка встречи Кастро. Мы выстроились вдоль дороги и приветствовали флажками машину, где находился кубинский лидер и другие официальные лица. Дубль первый, второй, третий... Точно не считала, но раз десять кортеж машин мотался по улице. Постоянно в кадр норовили влезть гатчинские пьяницы. Помощники режиссера и сам Б. Фрумн потратили на них немало нервов. В конце концов пришлось позвать милиционера, которого пьяницы бросились обнимать как отца родного. Солдаты, участвовавшие в съемках, безбожно матерились, и казалось, что некоторые и них совершенно утратили способность нормально разговаривать. Наблюдая за режиссером, я поняла, что на такой работе надо иметь стальное здоровье и железные нервы.
    Фрумин приеал снимать этот фильм из США, где живет уже 15 лет. Он сумел заинтересовать российских бизнесменов, которые выделили для создания фильма 35 миллионов рублей. По нынешним ценам это немного. Пошив и аренда костюмов, технические средства дорожают с каждым днем, и денег для нормальной работы нужно в два раза больше, чем думалось вначале.  Еще до беседы с режиссером я поняла, что фильм не политический. Приезд Кастро — всего лишь эпизод фильма и эпизод жизни главного героя — вчерашнего школьника, молодого рабочего. Эта роль — дебют в кино Павла Жаркова. Фильм рассказывает об отношениях между людьми, о взрослении и вступлении молодого человека в жизнь. О будущем прокате фильма есть договоренность с Америкой, Европой и, возможно, с Россией. Странно, мы смотрим американские боевики, а американцы желают смотреть фильм о советской жизни. Может потому, что её уже нет?
   Сцена снята. Массовка встает в очередь за деньгами, а съёмки продолжаются.

Наталья СОКОЛОВА
(газета «С утра до вечера. Сегодня» 4 марта 1993 год)