Х
2000-е «Петербургский Час Пик»

Анатолий Турчак: Нашу промышленность спасет наука

Президент холдинговой компании «Ленинец» Анатолий Турчак родился в 1945 году в Ленинграде, кандидат технически наук, профессор, академик четырех академий. Закончил Ленинградский финансово-экономический институт, Ленинградский институт авиаприборостроения, учебные заведения Германии и Англии. В 39 лет стал генеральным директором объединения «Ленинец». С 1999 года является руководителем российско-итальянской рабочей группы по авионике. Член Коллегии Российского агентства по системам управления, президент российской части международной ассоциации «Star», объединяющей предприятия и ВУЗы аэрокосмического приборостроения стран Европы и США. Возглавляет Федерацию футбола Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.

Анатолий Александрович, есть ли у российской радио- и микроэлектроники перспективы развития на внутреннем и международном рынке?
Вся беда нынешнего состояния отрасли заключается в том, что  в свое время в Советском Союзе, по сути, проспали эру информатизации и электронизации. Сегодня мы пожинаем плоды этого подхода. За последние 10 лет положение еще больше ухудшилось. Мы потеряли электронную промышленность, которая призвана создавать новую элементную базу, на которой в свою очередь и должны строиться новые технологии. Присуждение нобелевской премии Жоресу Алферову  еще раз подсказывает России магистральное направление развития науки и технологии. Сегодня необходимо в законодательном плане и на уровне президента Российской Федерации подготовить государственную программу, которая бы позволила сделать серьезные шаги в развитии этой области. И уже на этой базе мы как системообразущее предприятие, а «Ленинец» является разработчиком и создателем сложнейших комплексов, прежде всего, для министерства обороны, сможем создавать конкурентноспособную тенику. Именно эту тенику мы сможем продавать на международном рынке и получать прибыль.
Я думаю, в течение 20 лет при серьезной поддержке государства и при активном инвестировании мы сможем восстановить кадровый и технологический потенциал отрасли.
А каковы возможности привлечения инвестиции в микроэлектронику?
Если говорить об элементной базе гражданской продукции, то здесь есть возможности для привлечения иностранных инвестиций. Например, центр микроэлектроники в Зеленограде в достаточно большом объеме поставляет элементную базу в страны Юго-Восточной Азии. Но мы должны думать, прежде всего, о высоких тенологиях, о повышении обороноспособности России. В это направление иностранных инвестиций ожидать не приодится, здесь надо искать внутренние возможности и надо четко определить те тенологии, в которые надо вкладывать средства. Вместе с тем неободимо определить те фирмы, которые сегодня способны создать и освоить эти технологии.
То есть инвестиции надо направлять на НИОКРы , на научные центры, которые должны разработать новые уникальные приборы и системы, которых еще не у кого нет?
Согласен с Вами. Тратить деньги на то, чтобы наладить выпуск телевизоров, уже освоенных в Юго-Восточной Азии и Европе, на мой взгляд, не целесообразно. Более  правильно эту продукцию закупать на внешнем рынке, а средства вкладывать именно в прорывные тенологии. Вот если мы были бы способны в короткий период времени создать телевизор на совершенно новых тенологических принципах, вот тогда бы был резон вкладывать деньги в это направление. А повторять то, что уже сделано в мире это пустая трата денег и времени.
«Ленинцу» удалось сохранить свой научный потенциал, поэтому сегодня мы имеем очень хороший оборонный заказ, прежде всего по линии НИОКР. Заказ этот несмотря ни на что оплачивается и это для нас главные инвестиции государства. Если раньше мы работали в основном в интересах ВВС, то сейчас мы выполняем заказы и для суопутных войск и для ВМФ и для других силовых структур.
В свое время «Ленинец» стал одним из первых предприятий, которое привлекло иностранного инвестора – компанию «Gillette». Каковы сейчас планы  холдинга по привлечению инвестиций, в том числе иностранных?
Если говорить о внешних инвестициях, то сейчас мы работаем над созданием бортового комплекса самолета АН-140 гражданской авиации. Будем поставлять бортовые системы в Иран, где с участием Украины строится завод по производству АН-140. В настоящее время в рамках российско-украинского сотрудничества завершаются переговоры с крупнейшим разработчиком самолетов -КБ им. Антонова о создании совместного предприятия. Будем модернизировать «Русланы» и другие хорошо известные самолеты, созданные в этом КБ. Для итальянцев мы разрабатываем метеолокаторы для самолетов «Дуэт» и ЯК-130. Другой итальянский проект по выпуску автобусов совместно с фирмой «Брэда» до си пор не реализуется. Мы убеждаем итальянцев, что не нужно ориентироваться только на заказ администрации Петербурга и что надо расширить ассортимент, наладив производство маршрутных такси.
За последние полгода тема экспорта вооружения и военной теники стала у нас очень популярна. Сможет ли Россия восстановить свои позиции на международном рынке ВВТ и что, по-вашему, неободимо сделать для этого? Кстати, как Вы оцениваете деятельность российских спецэкспортеров?
В начале 90-ы годов Советский Союз продавал оружия в два раза больше, чем США. Сейчас объем нашего  экспорта примерно в 10 раз меньше американского. Наше место на рынке вооружений заняли американцы, сейчас свою деятельность активизируют французы и англичане. Восстановить утерянные позиции будет не просто. Для этого нужно в первую очередь решить вопрос о развитии прорывных тенологий. Только создавая новую тенику, можно рассчитывать на завоевание мирового рынка вооружений. Надо понимать, что для этого потребуется много времени, лет двадцать. Созданная недавно новая структура - «Рособоронэкспорт» достаточно не плохо начала работать на внешнем рынке, но, на наш взгляд, для активизации экспорта ВВТ нужно предоставить предприятиям право самостоятельно вести предпродажную подготовку по небольшим контрактам, не превышающим $50 млн.  Конечно, вся эта самостоятельная деятельность должна учитывать все имеющиеся ограничения.  «Ленинец» рассчитывает к 2003 году примерно в два раза увеличить объем экспорта ВВТ.
Несколько лет назад  «Ленинец» объявил о создании проекта гиперзвукового летательного аппарата «Аякс». Какова судьба этого проекта?
Проект «Аякс» долгосрочный. Он предполагает создание принципиально нового летательного аппарата, который в будущем заменит традиционные авиационные средства. В отличие от всех современных самолетов аппарат не будет изолирован от окружающей среды, а возникающий при этом перегрев будет использован для улучшения работы двигателя. Более того, этот перегрев позволит использовать в качестве горючего обыкновенный керасин. Водород – самое эффективное топливо – получится уже в воздуе. Тот же самый перегрев позволит улучшить и аэродинамические свойства «Аякса». Такой аппарат сможет долететь от Петербурга до Нью-Йорка за час – два.
В начале июня в США пройдет целый цикл конференций, посвященных созданию гиперзвукового летательного аппарата. Я и группа наши специалистов примем в них участие, познакомимся, в той степени, в какой это возможно, с достижениями иностранных ученых. Сегодня американцы тратят сотни миллионов долларов в год, чтобы подойти к тем результатам, которые есть у нас. Наши финансовые возможности и близко нельзя сопоставить с американскими. В основном это средства холдинга и небольшие гранты.  А для того, чтобы создать прототип, требуются очень большие деньги. Первые экспериментальные образцы принципиально новых летательных аппаратов, я думаю, могут появиться в конце этого десятилетия.
Сейчас «Ленинец» активно готовится к участию в 44 авиационно-космическом салоне Париж –Ле Бурже. Что собирайтесь там представить?
В Ле Бурже, если нам разрешат, мы хотим представить отдельные технологии, связанные с  проектом «Аякс». Обязательно покажем комплекс для патрульной авиации «Морской змей», объединяющий систему поиска и навигации, систему «Балтика», которая позволяет управлять судами в портах и на аэродромах. Сейчас мы ведем работу по созданию очень нужного для вооруженных сил самолета СУ-27ИБ. Для гражданской авиации создаем бортовые комплексы к самолетам ИЛ-76 и АН-70.
Что представляет собой холдинг «Ленинец» сегодня и в как он будет развиваться в дальнейшем?
Сегодня 38 предприятий холдинга осуществляют деятельность по пяти основным направлениям. Одни занимаются разработкой и производством радиоэлектронной продукции для гражданских и военных нужд, другие производят товары народного потребления. Недавно, например, мы завершили работы по созданию нового экологически безопасного холодильника «Ладога-201», создается модель, которая вместо электричества может использовать бытовой газ. Входящая в холдинг компания «Петербургская недвижимость» занимается строительством и риэлторской деятельностью. Кроме того, по соглашению с Союзом промышленников и предпринимателей Петербурга «ПН» приступила к  управлению недвижимостью, которая высвобождается в результате реструктуризации промышленны предприятий города. Финансовую группу холдинга представляют пенсионный фонд, фьючерсная биржа с центром, «Энергомашбанк». В социально-кадровый блок водят институт интеллектуальных систем и технологий, пять баз отдыха, три дворца спорта, поликлиника. Можно назвать еще одно направление деятельности холдинга – авиаперевозки. Наши самолеты базируются на аэродроме Пушкина.
Сейчас внутри холдинга идет процесс консолидации, совершенствуются системы управления.  Мы не скрываем, что нашей целью является переход на единую акцию. В то же время в рамках реструктуризации оборонного комплекса «Ленинец» готов включить в структуру холдинга новые предприятия. Причем формы сотрудничества могут быть различными. Будущее холдинга определяют несколько стратегически программ. Это пятилетняя программа технического перевооружения производства стоимостью $40 млн., программа подготовки кадров и концепция развития ВВТ на ближайшие 15 лет. Мы рассчитываем, что в течение первых пяти лет холдинг увеличит производство авионики для ВВС в 1,9 раза, выпуск продукции народного потребления - в 3,9 раза. В 2005 году мы планируем начать строительство завода по производству военной техники нового поколения. В этом году холдинг намерен увеличить объем продаж в два раза по сравнению с 2000 годом. 
После ухода из «Энергомашбанка» ЛМЗ, «Электросилы» и других предприятий, вошедших в группу «Интеррос», крупнейшим акционером банка стал «Ленинец». Мотивы банка, ищущего партнера понятны, а каковы мотивы холдинга?
Во-первы, «Энергомашбанк» нам нужен, чтобы эффективней управлять финансовыми потоками нашего холдинга. Во-вторых, чтобы привлекать инвестиции с банковского рынка. Кроме того, мы предполагаем, что наличие в нашей структуре такого уважаемого и авторитетного финансового учреждения будет способствовать привлечению внешних инвестиций.
В петербургской прессе много писали о том, что большой «Ленинец» обижает маленькое, но вольнолюбивое предприятие «Радар ММС». Почему руководство холдинга, не владеющее контрольным пакетом акций, так упорно стремиться провести собрание акционеров и сменить руководство «Радара»?
«Газпром» тоже не владеет контрольным пакетом, но сменить руководство НТВ ему удалось, он заручился поддержкой других акционеров. Мы тоже ищем союзников. Раньше у нас была возможность контроля, но так как  «Радар» ни разу не выплатил дивиденды, привилегированные акции стали голосующими и мы потеряли этот контроль. Для чего создается любое акционерное общество? Для того, чтобы акционеры могли получать прибыль, то есть дивиденды. «Радарар», таким образом, не выполняет функции акционерного общества. Но так долго продолжаться не может и часть акционеров, в конце концов, поддержат наши требования.
Как сотрудники вашего предприятия и заказчики относятся к названию холдинга? Не было желания изменить его?
Где-то в 1995 году «Ленинец» посетили американские конгрессмены и задали мне подобный вопрос. Я тогда ответил, что имя, полученное при рождении, не меняют и что «Ленинец» не просто название, но и известная торговая марка, смена которой нанесет ущерба предприятию. К тому же смена названия это прерогатива не руководителя, а акционеров.

                                                             Беседовала Наталья Соколова