Х
2000-е «Петербургский Час Пик»

Беззубым «пищевикам» предложили протез

Отрасль, чью продукцию принято кушать, оказалась «беззубой». Именно таким определением воспользовался глава комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга Владимир Бланк, пытаясь пристыдить представителей продовольственного комплекса за их инертность и неумение  защитить собственные интересы.

Представителей самого «вкусного» бизнеса обижают все, кому не лень: федералы, подрезавшие крылышки пивоварам и участникам алкогольного рынка, местная власть, не защищающая, своих производителей от нашествия продуктов извне, торговые сети, не спешащие предоставлять свои прилавки питерским пищевикам. 
16-го марта на встрече представителей городской администрации с руководителями пищевых и перерабатывающих предприятий, первые буквально уговаривали последних создать отраслевую Ассоциацию.  В конце концов, заместитель председателя КЭРППиТ Виктор Раков почти принудительно заставил пищевиков образовать рабочую группу, которой предстоит заняться созданием отраслевого общественного объединения. На вопрос «кто бы хотел участвовать в рабочей группе», зал ответил гробовым молчанием, как бы подтверждая диагноз, данный петербургским пищевикам вице-губернатором Миаилом Осеевским. «Мы потеряли всякую активность и в социальном, и в политическом смысле, попали в вакуум, где нет обратной связи, нет отклика», - заявил он.
А вот импортеры такую связь организовали молниеносно, стоило задеть и интересы. Как только прозвучали предложения о контроле импортной алкогольной продукции, комитет производителей алкогольной продукции Ассоциации европейского бизнеса в России направил письмо председателю правительства РФ Миаилу Фрадкову с просьбой не вводить дополнительную маркировку импортного алкоголя. Реакция последовала после того, как Национальная алкогольная ассоциация вышла с предложением пропускать через акцизные склады импортную водку, а глава экономического ведомства Северной столицы Владимир Бланк заявил, что в течение двух месяцев в региональное законодательство будут внесены поправки, обязывающие импортные вина проходить через акцизные склады и систему контроля качества и обклеиваться региональной специальной маркой (РСМ).
В своем письме импортеры указывают, что данные предложения противоречат Налоговому кодексу и закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», согласно которым импортная продукция не может проходить через акцизный склад и маркироваться РСМ. Далее следует предупреждение: если власти Петербурга реализуют задуманное, это «не будет способствовать улучшению отношений с Европейским союзом и, вне всяких сомнений, осложнит процесс вступления России в ВТО».

На совещании помимо создания Ассоциации «пищевикам» было рекомендовано активнее выкупать земли, которые они арендуют. По словам президента Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Вахтанга Ковешникова, в 2005 году сохранятся льготные условия для желающих перевести землю в свою собственность, но со следующего года выкупная сумма вырастет более чем в два раза, а арендные платежи станут менее выгодны, чем налог на землю.
Миаил Осеевский призвал директоров предприятий выводить зарплату работников из тени, иначе ими будет заниматься прокуратура. Например, официальная средняя зарплата в фирме «Невские берега» составляет 1,5-2 тыс рублей. Такие «нереальные» зарплаты в «пищевке» зафиксированы еще на 12 предприятиях.
Среднемесячная зарплата в отрасли слегка превышает 13 тыс рублей.
В настоящее время продовольственный комплекс Петербурга представлен 19 основными отраслями, включающими в себя около 120 крупных и средних предприятий и более тысячи малых производств (близкий ему АПК это 14 сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположенных на территории города). Продовольственный сектор одним из первых вступил на путь приватизации и сейчас почти все предприятия имеют частную форму собственности. На долю «пищевки» приодится почти 32% от общего объема промышленного производства города (108 млрд. рублей). Четверть всего товарного объема приходится на пивоваренную отрасль, чуть меньше – на табачную. Далее с большим отрывом идут хлебопекарная, молочная, мясная и кондитерская отрасли (7-5 %). Что касается темпов роста, то в передовиках находятся макаронная (26% по сравнению с 2003 г.), рыбная, винодельческая и мясная отрасли (17,7%). В аутсайдерах – хлебопеки, кондитеры и мукомолы.

Проблемной сферой было названо социальное питание (в школах, больницах…), где до сих пор господствует котловой способ приготовления еды, а не современные технологии упаковки, хранения и приготовления блюд.

Наталья Соколова