Х
2000-е «Петербургский Час Пик»

Бизнес - королевство кривых зеркал

Если рожа кривая, то на зеркало действительно нечего пенять. Другое дело, если и лицом пригож, и фигурой ладен, а отражение – одно расстройство. Смотрит на тебя из зазеркалья этакий уродец и руки от удовольствия потирает, мол, хочешь или нет, а он твой двойник. Отразится такой двойник в кривом зеркале, воспользуется авторитетом и уважением, которые трудами праведными заслужены, погубит доброе имя и исчезнет в неизвестности.

Если политические двойники - явление изначально злонамеренное, рассчитанное на обман избирателей, то с фирмами-двойниками дело обстоит не так однозначно. Здесь в один клубок сплелись и уголовные мотивы, и несовершенство законодательства, и наследие советских времен.      
Как заметил на пресс-конференции, посвященной этой теме, президент аудиторско-консалтинговой группы «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко, существуют два вида фирм-двойников: «фантомы» и реально работающие компании, имеющие совпадающие или схожие названия.  ГЦЭ пришлось столкнутся с деятельностью «фантомов». Когда компания приобрела авторитет (по итогам 2001 года вышла на 19 место среди аудиторско-консалтинговых групп России), появились и желающие воспользоваться чужим именем. В кампанию обратились два предприятия из Усинска, возмущенные тем, что ГЭЦ не выполнил свои обязательства по заключенным договорам. Однако, как оказалось, к данным соглашениям аудиторко-консалтинговая группа из Питера никакого отношения не имеет и с предприятиями Усинска не работает. Зато есть некий г-н Козлов, который несколько лет назад сотрудничал с ГЭЦ на условиях подряда при выполнении работы в г. Мурманске. Когда работа была закончена, предприимчивый мурманчанин состряпал поддельные документы и начал действовать самостоятельно, прикрываясь именем ГЦЭ, причем брал с доверчивых клиентов авансы наличными. Сейчас этим делом занимается ГУВД, следствие затягивается, так как усинским милиционерам приходится работать на большой территории Усинск-Мурманск-Петербург.
Второй самозванец под видом ГЦЭ действовал на территории Ленинградской области, но в отличие от г-на Козлова работу свою он выполнял добросовестно. Кстати, о том, что в Выборгском районе работает специалист «Городского центра экспертиз» Александр Москаленко узнал от потенциального клиента, который решил донести до начальника лестный отзыв о работе его подчиненного. Служба безопасности ГЦЭ быстро выявила злоумышленника (много лет назад он выполнял для центра часть работ по оценке основных фондов в Святогорске). «Мы решили пока не применять репрессивных мер к самозванцу, а попытаться урегулировать проблему мирным путем. Возможно, предложим ему официально стать нашим сотрудником», - заметил президент ГЦЭ.
Случаи, когда компании или частные лица специально заимствуют раскрученные названия для совершения махинаций или получения незаконной прибыли, существуют, но это лишь вершина айсберга, составленного из фирм-двойников. Главная проблема заключается в том, что в России нет жесткого запрета на регистрацию фирм с одинаковым названием. Лет десять назад, когда сервисная компания «SITI» только завоевывала рынок, ее директора Николая Милоченко весьма забавляло, что во всех СМИ рекламировалась инвестиционно-брокерская фирма СИТИ. Название-то звучит, а деньги за это платит кто-то другой. Не до смеха стало, когда журналист Александр Невзоров в своей передаче сообщил, что при попытке продать сквер у ТЮЗа арестован директор фирмы «Сити». «После этого сообщения я не досчитался нескольких своих друзей и клиентов и понял насколько опасным может быть совпадения в названиях фирм», - заметил г-н Милоченко. Сегодня подобная путаница могла бы привести к еще более плачевным результатам, ведь «SITI» работает на самом высоком уровне, обеспечивая прием в Петербурге таким VIP-персонам как : Владимир Путин, Жак Ширак, Пласидо Доминго, сотрудничая с фирмами: «Мицубиси», ЦКБ «Рубин», ОАО «Кировский завод». 

Буква закона или дыра в законодательстве

В России ежемесячно регистрируется тысячи предприятий, при этом единого государственного реестра наименований фирм не существует. В одном реестре могут спокойно зарегистрироваться несколько компаний с названием «Берег», лишь бы организационно-правовая форма у ни не совпадала: в одном случае это будет – ООО, в другом – АОЗТ, в третьем – ОАО. А так как регистраторов в стране много, то и это ограничение превращается в фикцию. Сколько в стране ООО «Берег» не знает никто. Случаи, когда на адрес фирмы приодят счета ее «тезки» стали довольно обычным явлением. Что уж говорить об ошибочных телефонных звонках!
Открыв справочник по Петербургу можно найти 12 «Скатов», 16 «Северов», 10 «Сириусов», 28 фирм, в название которы водит слово «Балтик», 25 предприятий «Балтика», среди которы медицинская фирма, туристическое агентство, пивоваренная компания, магазины, ресторан, швейная фабрика, охранное предприятие…
При возникновении конфликтных ситуаций компании-однофамильцы обычно обращаются в суд. В число самых громких судебных процессов попали тяжбы между АООТ «Концерн «Белый ветер» и его недобросовестным дубликатом ТОО «Концерн «Белый ветер» (компьютерная теника), между банком «Платинум» и его подражателем банком «Платина». Есть и исключения. Например, несколько российских фирм с названием «Аргус» судиться не стали, а объединились в ассоциацию. По данным исследований (по 4 регионам: Москва, Московская область, Петербург и Екатеринбург), по отдельным наименованиям число фирм-двойников достигает нескольких сотен, а в отдельных случаях – полутора тысяч.
В отличие от фирменных названий товарные марки (знаки) имеют более серьезную правовую защиту. Если какое - то слово зарегистрировано как товарная марка на определенный вид продукции, то больше никто не сможет выпускать эту продукцию под данным наименованием. Дальновидные предприниматели регистрируют торговую марку сразу на широкий спектр товаров.
Нередко в качестве торговой марки бизнесмены регистрируют в Роспатенте название свои фирм. Но это удается далеко не всем, так как общепринятые словосочетания не подлежат регистрации. Кроме того, существует много традиционных названий, оставшихся с советских времен.  Хотя и здесь уже началась борьба за «имена». Знакомое миллионам россиян название «Детский мир» теперь сможет использовать лишь один магазин – на Лубянке. 16 января 2003 года такое решение вынесла апелляционная палата Роспатента. Дело в том, что в ноябре руководителям ОАО «Детский мир» удалось зарегистрировать название магазина в качестве товарного знака. Это вызвало недовольство владельцев других 148 магазинов аналогичного профиля, которые давно работают под этой торговой маркой. Все предыдущие попытки запатентовать это название заканчивались ничем, так как словосочетание считалось общеупотребительным. Теперь получается, что все магазины «Детский мир» (есть они и в Петербурге) превратились в правонарушителей. Им придется либо сменить название, либо платить за лицензию на использование чужого товарного знака.

Останется только одна из них

Как может быть решена проблема фирм-двойников? Участники пресс-конференции предложили запретить регистрацию компаний с одинаковым названием. Но, судя по последним событиям, ситуация развивается как раз в противоположенном направлении: если раньше регистрацией занималась Регистрационная палата, то сегодня эта функция передана районным налоговым инспекциям, которые друг с другом практически не взаимодействуют. Естественно, не о каком едином реестре не может быть и речи. По мнению исполнительного директора Санкт-Петербургского фонда развития потребительской и предпринимательской политики Миаила Кудрявцева, помочь в разрешении конфликтных ситуаций может создание саморегулирующих организаций в  различных отраслях бизнеса (этот процесс сейчас находится в начальной стадии).
Более решительный способ избавления от фирм-«однофамильцев» предложили законодатели Латвийской республики. Раньше все латвийские компании, в том числе с одинаковыми названиями, числились в Регистре предприятий. С принятием Коммерческого закона начался процесс перерегистрации. Однако в новый коммерческий регистр попасть довольно сложно. Во-первых, новоиспеченная фирма, чье название совпадает (или пооже до степени смешения) с названием, уже имеющимися в Регистре предприятий, не сможет зарегистрироваться в коммерческом регистре. Руководителям новых фирм приходится «попотеть» подыскивая не занятые слова, ведь они не только не должны совпадать с названиями уже существующих компаний, но и не являться частью чьих-то товарных знаков.
Что касается давно работающих фирм с одинаковыми названиями, то и здесь закон неумолим – останется только одна из них. Та, что зарегистрировала наименование в качестве товарного знака, а если таковой нет, то та фирма, которая зарегистрировалась в регистре предприятий раньше других. Остальные вынуждены расстаться с привычными и раскрученными за многие годы названиями.
Пойдут ли на такие жертвы российские предприниматели? «Только в этом году на рекламу мы намерены потратить 3 млн. рублей. Но если встанет вопрос о запрете фирм-однофамильцев и выяснится, что есть компания с таким же названием, зарегистрированная раньше нас, мы готовы пойти на переименование», - заявил в ответ на мой провокационный вопрос президент группы «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко. Однако, совершенно очевидно, что далеко не все предприниматели придерживаются такого мнения. Очевидно и то, что со временем большинство бизнесменов будет стараться «всеми правдами и неправдами» зарегистрировать название своих фирм в качестве товарных знаков (пример с «Детским миром» только начало), а это значит, что количество судебных исков будет увеличиваться, как и число коммерческих структур, вынужденных менять свои названия.

Наталья Соколова