Х
2000-е «Петербургский Час Пик»

Петербургские кондитеры в осаде

Петербургские кондитеры в осаде. С юга напирают московские фабрики, усиленные иностранным капиталом, в Новгороде обустроилась компания «Кетбери» и строится прибалтийская «Лайма». Сметая все на своем пути, с Украины и из Белоруссии идет нескончаемый поток дешевых, но менее качественных конфет, шоколадок, печенья, вафель. На этом фоне сахарный кризис осени 2000 года  ставит кондитерскую отрасль Петербурга перед непростым выбором: сдерживать цены в ущерб рентабельности или повышать цены в ущерб покупательной способности населения.  Легенда о благополучном состоянии дел в кондитерской промышленности Петербурга рухнула, стоило лишь внимательнее изучить ситуацию.  Сахар является стратегическим сырьем для большинства предприятий кондитерской отрасли, а цены на сахар только с июля по октябрь выросли с 7 до 15 руб. за кг, то есть более чем в два раза. По мнению кондитеров, удорожание до 18 руб. заставит даже самых добросовестных производителей лакомства начать подъем цен. По словам руководителей кондитерских фабрик «Азарт» и «им. К. Самойловой» рентабельность  некоторых видов продукции уже сейчас почти нулевая. Рентабельность  знаменитого шоколада фабрики им. Крупской составляет лишь 3%.

Государство, которое не защищает
Кондитерские изделия, как известно, продуктом первой необходимости не являются, их покупают, когда основные продукты закуплены и от пенсии или зарплаты остаются какие-то деньги. В случае роста цен покупателю приходится отказываться в первую очередь от «роскоши», а это значит, кондитерским предприятиям придется снижать объемы производства. Покупатель же переходит на то, что дешевле – на кондитерскую продукцию, привезенную с Украины и из Белоруссии.  Желание купить подешевле – естественное желание рядового гражданина, но на то и существует государство, что бы заботиться об экономике страны в целом, а значит и защищать отечественного производителя или хотя бы предоставлять ему равные условия конкуренции. О каких  равных условиях конкуренции может идти речь, когда украинские и белорусские товары не облагаются НДС на таможне при ввозе их в Россию.  Порядок льготного ввоза правительство РФ собиралось изменить с 15 апреля этого года, но так и не изменило.  Учитывая, что сырье для кондитерской промышленности почти все ввозное отрасль сильно зависит от политики ГТК. Что происодит, например, с сахаром? На Украине неурожай, приодится закупать в дальнем зарубежье, а это 20% НДС плюс 45% таможенная пошлина. К тому же сахарный бизнес в России поделен между тремя крупнейшими компаниями, которые и определяют цены на сахар. Доля сахара, например, в себестоимости конфет «Азарта» составляет 30%, а доля всего сырья до 70%. ( на «Самойловой» чуть меньше).                 
По данным Комитета экономики и промышленной политики Петербурга, кондитерская отрасль города развивается неравномерно: в прошлом году наблюдалось падение объемов производства на 14%, в этом - рост  на 23%. Это данные за 8 месяцев, но вряд ли этот рост окажется устойчивым в связи с перечисленными выше причинами.

Большой торт и маленький сухарик
К кондитерской сфере относится производство сахаристых и мучнистых  изделий. Очевидно, что производство тортов, пирожных, пряников и печенья в меньшей степени зависит от импорта сырья, тем более, что  пшеницей в этом году Россия обеспечена.  Среди крупнейших предприятий подотрасли: производитель восточных сладостей ОАО «Пекарь»,  производитель тортов и пирожных ОАО «Невские берега», «Хлебный дом», специализирующийся на производстве пряников, изготовитель сушек и суарей - хлебозавод Василеостровского района,  АОЗТ «Охтинское», специализирующееся на изготовлении печенья и замороженных полуфабрикатов, а так же хлебозавод «Каравай», известный своими сдобными булочками. Кроме того, в городе существует целая сеть малых  пекарен, созданная еще в начале 90-ых годов. Последними приобретениями подотрасли стали, открытая в прошлом году кондитерская фабрика «Красносельская» и строящийся цех пряников и печенья «Петроимпорт». 
Сахаристые представлены в Питере тремя крупнейшими в России фабриками и предприятиями малого бизнеса. Всего малых хлебопекарен и кондитерских предприятий около 200. 
В прошлом году были предприняты две попытки оказания государственной помощи петербургским кондитерам. Ссуду из городского бюджета на закупку сырья получила фабрика им. Крупской, а вот ссуду из федерального бюджета, не смотря на победу в конкурсе, петербургские кондитеры не получили.  Они не выполнили обязательное условие – получение дополнительных доходов. В федеральном бюджете этого года и в бюджете 2001 года эта статья отсутствует.

«Крупская» подружилась с «Фацером»
По словам генерального директора ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К.Крупской» Нины Степановой, фабрика сегодня выпускает лишь 60% от возможных объемов продукции. При этом качество кондитерских изделий продолжает получать признание как на российских, так и на зарубежных конкурсах.  Перед одной из крупнейших российских фабрик остро стоит проблема расширения рынков сбыта. Занимая около 45% рынка кондитерской продукции Петербурга и до 70% рынка Северо-Запада России, фабрика пытается проникнуть в другие регионы России, в том числе в Москву, и экспортировать свою продукцию за рубеж.  Однако пускать российских кондитеров на свои рынки иностранцы не собираются. Экспорт «Крупской» в Германию и Израиль не превышает 3-4% от объема выпускаемой продукции. Так как фабрика завершила в прошлом году техническое перевооружение, арендовать незадействованные производственные мощности «Крупской» выразила желание известная финская компания «Fazer International Ltd.»   Ее дочерняя фирма ООО «Фацер» приступила к выпуску 100-граммовых шоколадок. Для Fazer это седьмое кондитерское производство, остальные существуют в Финляндии, Швеции и Польше.   Договор аренды заключен пока до апреля будущего года, а арендованные мощности позволят выпускать Фацеру до 300 т. шоколада в месяц. Нина Степанова отмечает, что сдать оборудование в аренду, тем более своим конкурентам, пришлось не от хорошей жизни. Чем закончится союз «Крупской» и «Фацера» в будущем можно только гадать. В настоящее время все 100% акций «Крупской» принадлежат россиянам. Сотрудники же Фацера  ищут пути снижения себестоимости своей продукции и увеличения своего присутствия на питерском и в целом на российском рынке. Можно заметить, что с открытием производства финны развернули активную рекламную компанию. Нашим производителям это, к сожаленью, не под силу. То, что «Крупская» выпустила новую музыкальную серию кондитерски изделий и готовится выпустить гомеопатические сладости можно узнать лишь случайно.

«Азарт» выбирает оригинальность
Головное предприятие некогда единого объединения сейчас специализируется на выпуске карамели ( 100 наименований), но не забывает и о шоколадных конфетах ( 70 наименований). Предприятие как и «Крупская» загружено лишь на 60%. В отношении «Азарта» уже  можно говорить о четком стратегическом плане развития фабрики. Это постепенный отказ от стандартного ассортимента, сохранившегося на всех кондитерских фабриках еще с советских времен, и переход на оригинальные сорта, разработанные специалистами завода. По заверению генерального директора Николая Азарова, фабрике принадлежит уже 20 патентов на изобретение новой продукции. Целое направление посвящено выпуску продукции с лечебно-оздоровительными добавками. Рассказывают, например, что добавки из косточек винограда снижают холестерин, предотвращают сердечно-сосудистые заболевания, замедляют старение клетки и даже способствуют снятию помелья. В конце прошлого года начато производство леденцов с ментолом.  Переход на новую продукцию, естественно, требует  новых производственных линий. К чести «Азарта» максимум оборудования фабрика заказывает у российских производителей. Сейчас фабрика увеличивает объемы производства глазированной ликерной карамели по эксклюзивной рецептуре. Уже создано 13 видов и запущены две линии, на подходе еще 5 новых видов и установка третьей линии. В планах на 2001 год - запуск линии по производству карамели типа «рондо» (5 т в год), расширение ассортимента пористого шоколада, к выпуску которого недавно приступили специалисты «Азарта».  По мнению г. Азарова, именно эксклюзивный ассортимент может обеспечить проникновение продукции фабрики на все рынки России, даже защищенные, и на рынки иностранных государств. Сейчас около 15% продукции фабрики реализуется в Москве (300 т в месяц) и около 12% идет на экспорт. В Петербурге «Азарту» принадлежит около четверти рынка конфетной продукции ( данные специалистов фабрики).
Как и «Крупская»  АОЗТ « Первый кондитерский комбинат - Азарт» -предприятие исключительно российское и руководители предприятия весьма настороженно относятся к иностранным инвестициям. А вот СП «Чупа-Чупс» первый кондитерский создал еще в 1989 году.  Ныне это самостоятельное предприятие, одним из акционеров которого является «Азарт».

Надо создавать кондитерские холдинги
Надо создавать холдинги, считает генеральный директор кондитерской фабрики им. К. Самойловой Владимир Арсенов. «Только объединившись, российские предприятия  смогут  эффективно развиваться»,- замечает он.  Следуя этой идее, в конце 1998 года акции фабрики им. Самойловой приобрела московская группа кондитерских предприятий ОАО «Красный Октябрь». До этого четыре года фабрика принадлежала компании  «Крафт Якобс Сушар». Отзывы специалистов о хозяйственной деятельности иностранных инвесторов весьма не благоприятные. Видимо, покупая фабрику, компания рассчитывала на большую прибыль, но расчеты не оправдались. В связи с этим вспоминается высказывание  Николая Азарова о том, что прибыль 2-3% и то вызывает радость. Приобретение группой «Красный Октябрь» петербургской фабрики, по словам г. Арсенова, акция не случайная – на протяжении последних 7 лет группа скупает акции российских кондитерских предприятий и сейчас в нее водят 8 кондитерских фабрик. Покупка «Самойловой» стала серьезным прорывом московской группы на рынок Северо-Запада. Сейчас доля «Красного Октября» в Петербурге составляет 10-15% и, по мнению г. Арсенова, она будет увеличиваться.  В настоящее время идет разработка концепции развития группы ( в будущем холдинга). Уже известно, что взят курс на специализацию всех предприятий, водящих в «Красный Октябрь». Фабрика им. Самойловой соранит выпуск печенья, зефира, вафель, мармелада, драже и желейных конфет. Объем производства составляет сейчас 7 тыс. т в год, 30% продукции реализуется в Москве.  Кстати, москвичи во время дегустации признали питерский зефир лучшим. В ближайшие 5 лет группа вряд ли будет вкладывать инвестиции в переоборудование «Самойловой», так как у фабрики еще есть резервы.
Несмотря на то, что до Нового года ещё далеко, уже состоялся тендер по городскому заказу на поставку новогодних подарков. Выиграла его фабрика им. Самойловой.
Наталья Соколова